О ХУДОЖНИКЕ

БИОГРАФИЯ

Виктор Морозов родился в 1949 году в селе Ризадеево Ардатовского района, что в Горьковской (ныне Нижегородской) области. С раннего детства он пристрастился к рисованию. В детском возрасте, как многие рисующие мальчики, увлекался композициями с древними воинами, витязями и рыцарями, изображал битвы. Очень умело рисовал портреты полководцев. Но по мере взросления появилась неудержимая тяга к изучению и постижению истории и практики изобразительного искусства. Так в третьем классе он на одном дыхании наизусть выучил серьезную монографию о творчестве малых голландцев, случайно найденную в сельской школьной библиотеке. К окончанию средней школы Виктор уже неплохо разбирался в истории русского и западноевропейского искусства. Самостоятельно, без внешнего направления и какого-либо руководства наш юный художник писал этюды с натуры, рисовал портреты близких и друзей, сочинял многофигурные композиции. Уже в тех детских работах чувствовался острый глаз и твердая рука будущего незаурядного художника.
После окончания восьмилетки Виктор представил свои работы для поступления в Горьковское художественное училище. У него был целый почтовый ящик очень тонких и точных рисунков: исторические композиции, пейзажи, портреты. Но выполнены они были на обычных листах из школьных альбомов для рисования. Девушка из приемной комиссии, отбиравшая работы, отказалась принять их к просмотру для допуска к экзаменам, т.к. листы
не соответствовали принятому формату. Проходивший мимо мужчина-старшекурсник (а в то время, 1964 году, в художественном училище среди студентов было много зрелых людей) стал уговаривать допустить деревенского подростка к экзаменам, - "рука у парня крепкая", но девушка «уперлась»: - "не положено". После такого унижения Виктор и думать больше не хотел о поступлении в художественное училище.
Потом была служба в армии, где его «на всю катушку» использовали в качестве художника оформителя. Там он приобрел крепость и свободу в приемах монументальной живописи: расписывал стены и интерьеры помещений, занимался плакатами, панно и множеством других видов наглядной агитации.
После демобилизации Виктор поступил на Горьковский авиационный завод, где вскоре стал лучшим цеховым художником-оформителем. Там он подружился с художниками-граверами, выпускниками Павловского художественно-промышленного училища – уникального учебного заведения, которое готовит специалистов широкого профиля по художественной обработке металла: гравировке, чеканке, кузнечному делу и т.д. Новые друзья познакомили Виктора с основными техническими приемами чеканки.
Первые его работы мало отличались от широко распространенных в те годы примитивных образцов сувенирной продукции с корабликами, романтическими девичьими профилями и гротескными “народными типами” - дурашливыми бабками и старичками. 
Но это продолжалось недолго. Глубокое погружение в историю искусства вкупе с въедливым постижением технических приемов чеканной техники привели начинающего мастера к созданию своего собственного стиля в этом виде художественного творчества. Когда он задумал свой первый крупный щит “Восточный” с мощной орнаментально-декоративной составляющей, многие из его друзей-художников не верили в реальность этой задумки. Но скептики были «посрамлены», а тот парень, что познакомил Виктора с основными приемами чеканки, позднее шутливо сокрушался и «сожалел» об этом, поскольку не ожидал от друга такого мощного взлета в освоении мастерства. Затем появился триптих “Куликовская битва”, большое горизонтальное панно “Эллада мифологическая” и много других значительных по масштабу и тематическому разнообразию произведений. Все эти работы создавались в свободное от работы время в тесном подвале стандартной «хрущевки».
В конце 1980-х наступало новое время. Почувствовав, что вскоре художники - оформители на заводе станут не нужны, Виктор на два года ушел в строительный кооператив, оформляя деревянной резьбой помещения квартир, столовых и кафе. Там он принял решение целиком заняться чеканкой. К этому времени им уже было создано несколько крупных монументальных работ. Неожиданно очень помог старый приятель – книголюб Э.Фияксель - большой знаток и любитель изобразительного искусства, с которым наш художник познакомился еще в юности на книжном рынке, бывшим в «застойные годы» своеобразным клубом для заядлых книгочеев. В 1990-х Э.Фияксель стал руководителем одного из нижегородских банков. Он приобрел большую коллекцию работ тогда еще никому не известного художника Виктора Морозова. Эта закупка подняла в городе престиж его творчества.
Позднее, в 1995 году состоялась персональная выставка в Выставочном зале Нижегородского Ярмарочного дома, которую одна из крупнейших искусствоведов города Т.И.Емельянова вызвалась продлить в конференц-зале Нижегородского Государственного университета им.Н.Лобачевского. В экспозиции были представлены монументальные панно: “Средневековая баллада”, “Битва на Каталаунских полях”, “Георгий Победоносец”, “Песнь Песней Соломона”, “Экклезиаст”, “Прощание Гектора с Андромахой”, “Нижегородская былина”, декоративные воинские щиты и др.
Обе выставки прошли с большим успехом, Виктор Морозов стал в городе художником, как говорится, - «широко известным в узких кругах». После окончания экспонирования, по рекомендации членов правления местного Союза художников Дирекцией Нижегородского Ярмарочного Дома было приобретено панно “Нижегородская былина “, посвященное основанию города.
В 1997 году большую коллекцию работ В.Морозова закупило предприятие НИЖНОВЭНЕРГО. Среди них были “Средневековая баллада”, “Фараон и принцесса”, Щит “Восточный” и др. Позднее несколько банков в городе и такие крупные предприятия, как «СИБУРНЕФТЕХИМ», «МЕТАЛЛОСТРОЙКОНСТРУКЦИЯ», Нижегородская таможня стали обладателями произведений В.Морозова.
В 1996 году в нашей стране широко праздновалось 100-летие Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. К этой дате в Нижнем была организована Всероссийская художественная выставка, на которой были экспонированы два декоративных панно В.Морозова: “Викинг и валькирия” и “Прощание короля Артура с Джиневрой”. 
В начале 2003 года в Нижегородском Доме Архитектора прошла большая персональная выставка художника, на которой было представлено более 30-ти новых работ, выполненных в последнее десятилетие. Выставка вызвала большой интерес у публики и в художественной среде. Этот интерес и споры, относительно творчества уникального мастера нашли отражение в местной прессе и в искусствоведческих статьях.
В том же 2003 году В.Морозов принял участие в Зональной выставке «Большая Волга» с двумя панно: “Загадка Древней Руси” и “Конец Куликовской битвы”. Позднее он «отметился» на двух Рождественских выставках, организованных Нижегородским отделением Союза художников.
С 2004 года на творчество В.Морозова обратило внимание руководство ОАО ГИПРОГАЗЦЕНТР. Эта организация хорошо известна в Нижнем Новгороде своим покровительством художникам. К тому времени в ГИПРОГАЗЦЕНТРЕ сформировалась очень интересная коллекция произведений современных нижегородских живописцев и графиков. С 2004 по 2007 годы она пополнилась 34-мя работами В.Морозова.
Кроме государственных и корпоративных организаций многие произведения Виктора Морозова находятся в частных коллекциях. Так декоративный щит с саблями “Мамелюки” украшает интерьер нижегородского кафе «Тюбетейка». А второй вариант этой композиции был приобретен для коллекции Президента Республики Марий Эл Л.Маркелова.  Большое панно «Фараон и принцесса» было подарено  руководством ОАО «НИЖНОВЭНЕРГО» на юбилей министру топлива и энергетики Ю.К.Шафранику.  Уникальная торевтика мастера украшает интерьеры многих офисов и загородных домов, внося в них светлое жизнеутверждающее начало.
В последние годы художник пытается расширить для себя возможности чеканной техники: использует холодную эмаль для тонирования фона и окантовки композиций. Пробует работать на анодированном алюминии, который исключает чернение, но предоставляет широкие возможности для использования техники холодной эмали. 
На протяжении более трех десятилетий творчества углублялся и его подход к решению образных задач. Так если в 1970-е – 80-е годы в работах доминировало ювелирное узорочье, то позднее появляется и активно развивается тщательная разработка динамики планов и объемов, продуманно переплетаемых с четкой орнаментальной вязью.
Виктор Морозов достиг совершенства в своем ремесле. Металл послушен этому мастеру, как глина или пластилин хорошему скульптору, что позволяет воплощать самые сложные художественные задачи. В наше время в России пока не замечено художников, мастеров станковой чеканки, подобного высокого уровня.


c 2011г.  Член Пррофессионального союза художников России.

             Рейтинговая категория в Едином художественном рейтинге - 4В.  

 

 

ArtNow - картины, продажа Arts.In.UA   © 2000-2010 Виктор Морозов
 
viagra säljes billigt kamagra lovligt i sverige kamagra in indien bestellen