ОСОБЕНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЧЕКАНКИ

В художественной среде и у любителей искусства сложилось настороженное отношение к современной чеканке по металлу. Вызвано это тем, что в 60-е – 70-е годы прошлого века она стала очень модной и постепенно в массовом сознании приобрела черты дешевой сувенирной продукции. Причина такого взгляда  кроется в поверхностной оценке возможностей этой техники, которая возникла из увлечения в те годы грузинским стилем чеканки с его тяготением к гротесковой обобщенности формы. Кажущаяся простота и острота линий и ритмов, присущая произведениям замечательных грузинских мастеров-чеканщиков, сыграла с этим  старинным видом декоративного искусства, накопившим  уникальные технические и стилистические традиции,  злую шутку. Многие художники и любители, бравшиеся  тогда за это дело, сводили свои  выразительные средства к двум-трем техническим приемам: давлению резцом,  разглаживанию неглубокого объема и легкому  чернению,  зачастую заменяя  последний этап  покрытием нитролаком  отчеканенной поверхности металлического листа.  В итоге,  грубое упрощение технических приемов привело  к профанации этого вида творчества и утрате к нему интереса.

Творчество Виктора Морозова разрушает скептический взгляд современного зрителя и подлинного любителя настоящего искусства  на технические и эстетические возможности этого древнейшего вида художественного творчества, поднимая  произведения, выполненные в технике чеканки,  до уровня искусства, способного воплотить глубокие  эстетические переживания. Восприятие его произведений сродни впечатлению от старинного царского выезда (выхода) :  издали они притягивают монументальным величием и широкой праздничной нарядностью, а при близком рассматривании восхищают ювелирной утонченностью и роскошью обработки мельчайших деталей и узоров.

Однажды, в далеком детстве,  Виктора Морозова  коснулся  знак  судьбы: вскапывая землю в огороде, он обнаружил изумительной красоты литой медный складень, украшенный перегородчатой эмалью. Красота и гармония находки настолько поразили мальчика, что, по сути, определили его призвание к художественному творчеству. С годами усилилась тяга к произведениям из металла: скани, финифти, иконным окладам. Любимыми книгами, наряду с историческими и монографиями о художниках, стали альбомы по русскому и европейскому серебру, византийскому прикладному искусству, исследования о старинном парадном оружии.

Металл не обладает ни податливостью, ни мягкостью. Это жесткий и сложный материал, не терпящий легковесного подхода. Работа с ним требует большого терпения, мастерство накапливается годами.

В процессе создания своей техники чеканки художник прошел множество этапов. Вначале было освоение самого сложного в изготовлении барельефов – полуобъемных изображений. Позднее – постижение специфических «сюрпризов» металла – особенностей «нагартовок», когда разные марки металла каждый раз  по- своему  ведут себя при  пробивании пересекающихся линий и изломов, разной бывает и пружинная податливость материала.

Особенности художественного метода Виктора Морозова – сочетание предельной «выжимки» всех ювелирно-пластических способностей металла с широтой и глубиной монументального звучания образов.

 

Технологический цикл создания  произведений в самом сложном виде чеканки – технике торевтики.

  1. Выполнение эскизов в натуральную величину. Причем сразу тщательно прорисовывается композиция с фактурой и орнаментацией.
  2. С эскиза снимается дубликат на папиросную бумагу, который наклеивается на металл резиновым клеем.
  3. По наклеенному дубликату эскиза тончайшим чеканом — канфарником точками пробивается контур композиции.
  4. Далее на стальной полированной плите лист металла многократно проковывается с обеих сторон чеканами-пуансонами, выявляя филигранную фактуру и орнаментацию рельефа.   .

 

  1.  Следующий этап выколотки проводится на смягченной основе битумной смолы, где происходит уже выявление перспективно-скульптурных планов,  а орнаментальная поверхность, наоборот, выглаживается и становится похожей на пластину, обработанную тончайшими резцами.
  2. После механической обработки металл подвергается  отжигу, травлению азотной кислотой, чернению, отмывке, патированию, шлифовке абразивами, окончательному шлифованию и полировке.
  3. Завершают  весь процесс – изготовление  подрамника-основы, на который  набиваются обработанные листы металла,  и окончательная сборка всех деталей композиции. Объемные барельефы и орнаментальные  пластины прибиваются к подрамнику воронеными гвоздиками.

Возвращаясь к стилю Виктора Морозова, следует отметить важную особенность. Его работы предназначены, как правило, для просторных поверхностей и помещений, отличаются довольно большими размерами. При этом крупная форма произведений пронизана ювелирной отделкой деталей и орнаментов: это, казалось бы, мало сопоставимое в художественной практике проявление у Морозова получило органичное воплощение.

Художник прекрасно изучил историю русского и зарубежного искусства, живопись старых мастеров, быт, историю и этнографические особенности многих народов. Его увлекает история костюма и оружия. Но самая сильная страсть, определившая главную неповторимость творчества мастера – орнамент. Орнаментальное богатство всех стилей и эпох в истории искусства – главный эмоциональный стержень его творчества. Античные пальметты и готическая вязь, русская «плетенка» и скифский «звериный» стиль, мощные орнаментальные вихри барокко и изнеженно-текучие линии стиля модерн – в равной степени подвластны художнику.

Непреходящий интерес мастера к истории, мифологии, философии и религии воплотился в величественных панно, образующих целые циклы, посвященные событиям древних времен нашей Родины и культурно-историческим явлениям иных народов.

Мастеру претит как салонное украшательство, так и навязчивый гротеск,  популярный ныне среди художников, обслуживающих невзыскательные вкусы определенной публики. Творчество Виктора Морозова серьезно и глубоко и по эмоциональному содержанию, и по мастерству исполнения.

Пульсирующий ритм металла, создающий разные состояния при изменении освещения, кажется светящим изнутри, Благородная  гамма, возникающая при сочетании различных по цвету материалов: меди, латуни, алюминия и холодных эмалей на анодированном алюминии, создает у зрителей множество живописных ассоциаций. А причудливые узоры и тщательная чеканная отделка всех форм и объемов придают работам Виктора  Морозова ощущение ожившей сказки.

Важная составляющая в работах – их декоративность. Предназначенные для больших помещений, они органично  вписываются в современные интерьеры загородных домов  и каминных залов, квартир, офисов и др. Чеканные панно — эффектное дополнение как в графически — аскетичном пространстве жилища, так и в ностальгическом стиле ретро.

Торевтика мастера, занимая свое место в интерьере, не «прорывает» стену вглубь, как пространственная живопись, не создает мимолетных эффектов авангардных полотен и не несет в себе эффекта любования «милой вещью». Ненавязчиво, но вместе с тем сильно и убедительно чеканные произведения  Виктора Морозова становятся  притягательным  центром интерьера, привнося в него мощное и светлое энергетическое начало.

Ольга  МОРОЗОВА  Искусствовед                                                                                                     Нижний Новгород

Журнал  “ДЕКО” (Журнал  Для Творческих Людей)

ЗАО «Издательский дом «Гамма». № 5/6 2004, стр.18-23.                                     г.Москва